Что предшествует утилизации техники?
Опубликовано: 05.09.2022
Деятельность любого учреждения или предприятия невозможна без использования различных технических средств – компьютеров, организационной техники, фотоаппаратуры, осветительного оборудования и т. д. Со временем эти устройства устаревают, становятся неэффективными или выходят из строя, из-за чего их дальнейшая эксплуатация невозможна и нецелесообразна. В связи с этим актуальным становится вопрос утилизации устаревшей техники, которой предшествует несколько ответственных операций – экспертиза, списание, согласование переработки.
Алгоритм действий для списания оборудования
Списание техники возможно на основании экспертного заключения, в котором будет установлен факт непригодности устройств для ремонта или дальнейшего использования. Профессиональная диагностика техники позволяет получить акт технического состояния – важный документ, который передается в бухгалтерию в качестве основания для списания. Чтобы списать устаревшее или сломанное оборудование, необходимо также:
- оформить решение ликвидационной комиссии о списании технических устройств;
- согласовать данное решение с вышестоящими органами (при необходимости);
- отразить в бухучете выбывшие технические средства;
- заключить договор с утилизирующей компанией.
Оформление решения о списании оборудования
Федеральные бюджетные и автономные учреждения при списании оборудования руководствуются Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 834. Согласно нормам этого Положения, определить целесообразность и безопасность дальнейшей эксплуатации техники, оценить ее ремонтопригодность, подготовить и утвердить документы для списания должна специальная комиссия. В состав ликвидационной комиссии включают:
- заместителя директора, который назначается председателем;
- начальников соответствующих структурных подразделений;
- главбуха или его заместителя;
- специалистов технических служб;
- представителей других подразделений и сторонних экспертов (при необходимости).
В ходе работы члены комиссии:
- выполняют осмотр техники, направляемой на списание;
- определяют целесообразность и возможность продолжения ее эксплуатации;
- устанавливают причины нецелесообразности и небезопасности дальнейшей эксплуатации, среди которых – износ, нарушение условий использования и хранения, возникновение аварийных ситуаций, длительный простой и др.;
- подготавливают и подписывают акт о списании техники, дополняя его пакетом документации для согласования выбытия.
Всегда ли нужно согласовывать списание вне учреждения?
Чтобы утилизация техники была законной, в некоторых случаях списание необходимо согласовывать с вышестоящим органом (учредителем). Разрешение от вышестоящего органа требуется при обращении с движимым имуществом казенных учреждений, а также с особо ценным имуществом автономных учреждений, средства на приобретение которого были выделены учредителем. Документацию, представленную для согласования, предварительно следует заверить уполномоченному лицу организации. В отношении другого движимого имущества решение о списании может быть принято учреждениями самостоятельно. После оформления приказа о списании имущества техника передается утилизирующей компании. Демонтаж и транспортировку оборудования выполняет либо учреждение-заказчик, либо исполнитель по предварительному согласованию.